Проблема воспитания нового поколения, которому суждено построить новую Россию, стоит сегодня особенно остро. В результате фундаментальных преобразований изменились общественно-политический строй и экономический уклад, но перемены в сознании людей, в их отношениях происходят довольно медленно. Работа по воспитанию подрастающего поколения осложнена появлением большого количества неполных семей, криминализацией жизни, алкоголизацией и возрастающим инфантилизмом части взрослого населения. Вследствие этого увеличивается количество детей – «социальных сирот», оставшихся без попечения родителей или попавших в трудную жизненную ситуацию.
В настоящее время наше государство столкнулось с проблемой роста детской беспризорности. По данным статистики число таких детей превышает цифры, которые фиксировали в годы гражданской войны. А мы живем в мирное время.
Проблема беспризорности и социального сиротства приобрела в Российской Федерации угрожающие масштабы. Рост социального сиротства (ежегодно количество детей, оставшихся без попечения родителей, увеличивается на 110 тысяч детей, а беспризорных и безнадзорных детей по данным госстатистики – более 1 миллиона) приводит к увеличению числа учреждений для детей-сирот.
В настоящее время в Российской Федерации имеется 2740 учреждений, в которых содержится 270 тысяч детей (за последние 10 лет количество этих детей возросло на 40,3%).
Тысячи любящих друг друга и мечтающих о детях людей лечатся от бесплодия годами, и единицы из них после многолетних обследований, надежд и разочарований, тонн пролитых в подушку слез, наконец, дай бог, услышат главные слова «мама» и «папа». Многие просто смиряются… А ведь все брошенные дети мечтают найти себе семью еще до выпуска из детского дома. Они тщательно скрывают свои надежды, предпочитая отшучиваться или отмалчиваться, казаться самостоятельными и независимыми. Другие же говорят об этом открыто, с надеждой вглядываясь в глаза каждому взрослому посетителю детского дома, стараются понравиться.
Сегодня в городе Челябинске 3 дома ребенка, 6 детских домов, 2 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и 7 специализированных учреждений для несовершеннолетних.
Руководители всех учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стремятся создать условия, максимально приближенные к домашним. Также в данных учреждениях детям предоставлены спортивные и тренажерные залы, библиотеки, кабинеты психологической разгрузки, компьютерные классы.
Воспитанники детских домов принимают активное участие в жизни нашего города. Среди достижений воспитанников можно отметить 2-ое место в областной спартакиаде 2005 года, в командном зачете на первенстве России среди детских домов и школ-интернатов (г. Йошкар-Ола) и в лыжной эстафете на первенстве России среди детских домов и школ-интернатов, 1-ое место в личном зачете (Осипова Татьяна) на первенстве России по лыжным гонка среди детских домов и школ-интернатов, золотые и серебряные медали Специальной Олимпиады России по спортивной гимнастике, настольному теннису, баскетболу. А воспитанники школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с отклонениями в развитии Ягофаров В. и Саитов А. включены в состав сборной России для участия во Всеевропейских Специальных Олимпийских играх 2006 года – Рим, Италия.
В детском доме № 6 под патронажем МЧС Челябинской области создан отряд юных спасателей. В течение 2004-2005 года ребята участвовали в учебных сборах по подготовке матроса-спасателя, в областных соревнованиях «Школа безопасности».
И все это благодаря кропотливой работе воспитателей детских домов и школ-интернатов, которые отдают частичку своей души и сердца этим ребятам, стараясь дать им то, что не смогли дать их родители.
Руководители данных учреждений прилагают все усилия, чтобы создать этим детям условия, максимально приближенные к домашним.
Но всем ребятам, живущим в этих учреждениях очень нужно Ваше внимание и участие в их жизни. Ведь ни один даже самый лучший детский дом не заменит тепло, внимание и любовь близкого человека, которого они могли бы назвать «мамой», «папой» или просто «другом».
Итак, Вы решили усыновить ребенка. Подумайте еще раз, взвесьте все «за» и «против». Внимательнейшим образом проанализируйте свои побуждения, определите, что вами движет и в какой степени. Полностью ли это Ваше решение.
Бывали случаи, когда путем усыновления люди пытались решить собственные проблемы, самоутвердиться или спастись от скуки. Кто-то прибегал к усыновлению в надежде стать «не хуже других», обеспечить себя под старость заботой или даже поправить свое жилищное положение. Но ребенок – это личность, он не может быть средством в решении чужих проблем, ни психологических, ни материальных. Решать свои проблемы за его счет – аморально. Принятие ребенка в семью должно быть только взаимовыгодным и обязательно продиктовано желанием помочь ребенку, лишенному родительской заботы.
Нередко можно слышать, что появление ребенка может помочь сохранить распадающуюся семью. Это миф. Теплый семейный климат, готовность супругов поддержать друг друга в трудные моменты – едва ли не главные факторы для успешного усыновления; ведь вместе с ребенком в семью придет не только радость, но и тревоги, хлопоты, моральные и физические нагрузки. Семейная жизнь, давшая трещины, может от этих дополнительных нагрузок разлететься вдребезги.
Довольно часто родители, переживающие утрату, считают, что приемный ребенок может заменить погибшего. Как ни жаль, но это не так. Каждый ребенок – это отдельная личность и не может повторить кого-либо, ни полностью, ни частично. В такой ситуации должно пройти какое-то время, чтобы пережить утрату, переболеть, успокоиться, а главное – нужно понять, что это будет другой ребенок, другая жизнь.
Помните о том, что государство не несет ответственности за Ваше решение и вряд ли будет заниматься Вашими проблемами в дальнейшем. Законодательство не предусматривает ни предоставления жилья, ни специальных льгот для усыновителей и усыновленных детей. Вам придется рассчитывать только на свои силы.
Не стоит действовать скоропалительно, находясь под впечатлением от увиденных в детском доме детей, только из жалости. Не помешает представить, что Вы будете делать в случае развода, возможного выявления у ребенка серьезного заболевания, неожиданного возникновения его родственников. Подумайте, будете ли Вы достаточно гибки через годы, чтобы суметь поддержать подростка, воспринять его интересы и своеобразный круг общения.
Если у Вас уже есть ребенок, то очень важно его понимание и даже участие. Сделайте его своим соратником, выслушайте его мнение, он имеет такое же, если не большее, право голоса. Постарайтесь решить максимум своих проблем до, а не после усыновления.
Успех зависит от Вашей готовности принятия ребенка таким, какой он есть: с его достоинствами, недостатками, характером, непростым прошлым и правом быть самим собой. Надо развивать лучшее, что заложено природой в каждом ребенке, а не концентрироваться на переделке его под себя и семейные традиции.
Ребенка нужно любить за то, что он есть, а не за правильное поведение, симпатичное личико, хорошие поступки и таланты. Любовь вообще должна быть свободна от всяческих оценок.
Задумайтесь, сможете ли Вы принять личностные особенности ребенка. Справитесь ли Вы со своими амбициями, если ребенок не сможет усвоить все Ваши правила и быстро приноровиться к сложившемуся у Вас жизненному укладу? Сумеете ли отказаться от желания немедленно перевоспитать и сделать из него «нормального ребенка»?
Сможете ли не фиксироваться на отдельных негативных моментах, не «застревать» на мелочах, приписывая генам возникающие проблемы, а преодолевать свои страхи, не поддаваясь общественному мнению?
Оцените свою готовность достойно встретить традиционную настороженность окружающих, а иной раз и неприятие, пересуды соседей. Не забудьте посоветоваться со своими близкими и узнать, как те относятся к Вашему решению. Важно, чтобы они поддержали эту идею.
Ответы на эти вопросы либо придадут Вам уверенности в правильности принимаемого решения, либо наоборот, помогут от него вовремя отказаться. Никто не осудит Вас, если Вы откажитесь, почувствовав себя пока не полностью готовым к такому шагу. Но многие осудят, если Вы не сумеете удержаться на этой нравственной высоте.
Г. С. Красницкая – кандидат педагогических наук, специалист по семейному устройству.
Т.А. Крниз – практический психолог, работающий с приемными семьями и усыновленными детьми.
А.Г. Рудов – специалист по социальной работе, руководитель проекта «К новой семье».
Если Вы приняли окончательное решение – усыновить или удочерить ребенка. С чего же начать?
Во-первых, узнать: можете ли Вы быть усыновителем.
Статья 127 Семейного кодекса Российской Федерации устанавливает, что :
Пункт 1. Усыновителями могут быть совершеннолетние лица обоего пола, за исключением:
Пункт 2. Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Пункт 3. При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка при условии обязательного соблюдения требований пунктов 1 и 2 настоящей статьи и интересов усыновляемого ребенка.»
Во-вторых, узнать: а позволяет ли Вам Ваше здоровье усыновить или удочерить ребенка.
Постановление Правительства РФ №542 от 1 мая 1996 г . введён Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью. Это:
КОММЕНТАРИЙ
Существуют только общефедеральные требования.
Декомпенсация – состояние организма, когда он уже не может справиться самостоятельно с нарушениями функционирования органов с помощью собственных компенсационных механизмов.
Инфекционные заболевания – имеются в виду такие как: ВИЧ, гепатит С, сифилис и прочие, при выявлении которых постановка на диспансерный учёт обязательна.
В-третьих, узнать: каких детей Вы можете усыновить или удочерить.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275 «Об утверждении правил передачи на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации » устанавливает:
Пункт 2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних, единственный родитель или оба родителя которых:
- умерли;
- неизвестны;
- признаны судом безвестно отсутствующими или объявлены умершими;
- признаны судом недееспособными;
- лишены судом родительских прав;
- дали в установленном порядке согласие на усыновление;
- по причинам, признанным судом неуважительными, не проживают более 6 месяцев совместно с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.»
Кроме того, пункты 2 и 3 статьи 124 Семейного кодекса Российской Федерации разъясняют, что:
Пункт 2. Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей. И только в их интересах с соблюдением абзаца третьего пункта 1 статьи 123 настоящего Кодекса, а также с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Пункт 3. Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей.
В-четвертых, узнать: какая разница в возрасте должна быть между Вами и усыновляемым или удочеряемым ребенком.
Статья 128 Семейного кодекса Российской Федерации разъясняет, что:
Пункт 1. Разница в возрасте между усыновителем, не состоявшем в браке, и усыновляемым ребенком должна быть не менее шестнадцати лет. По причинам, признанным судом уважительными, разница в возрасте может быть сокращена.
Пункт 2. При усыновлении ребенка отчимом (мачехой) наличие разницы в возрасте, установленной пунктом 1 настоящей статьи, не требуется.
И если по всем вышеперечисленным пунктам Вы не находите препятствий усыновить или удочерить ребенка, то следующим шагом станет подготовка документов, которые Вы представите в органы опеки и суд.
Постановление Правительства Российской Федерации от 29 марта 2000 года № 275 «Об утверждении правил передачи на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации » устанавливает следующие документы:
Если Вы твердо уверены в правильности решения усыновить (удочерить) ребенка и собрали все необходимые документы, то куда Вам обратиться для того, чтобы найти свое «маленькое счастье»:
1. Вам необходимо обратиться в управление социальной защиты.
Вот адрес и контактный телефон:
с. Чесма, ул. Чапаева, 42Е. Тел: 8(35169)21309
2. Региональным оператором банка данных о детях, в котором находится информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, является Министерство социальных отношений Челябинской области. Контактный телефон: 232-41-45.